Номинация
Промышленный потенциал

За глубокое освещение проблем легкой и тяжелой промышленности

Объект наблюдения - наши звезды: Воронежский механический завод

В сжатых интервью (в соответствии с форматом и основной идеей издания) в рамках одной из постоянных рубрик "Страница клиента: Объект наблюдения– наши звезды"  рассказывается об истории, текущих проблемах и перспективах промышленных предприятий города Воронежа и области, являющихся знаковыми для всего нашего региона.

«Воронежский механический завод» – филиал ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»

На вопросы главного редактора «Коротко о Главном» отвечает СМИРНОВА Нина Александровна, начальник отдела по связям с общественностью

Здравствуйте, Нина Александровна. Спасибо, что согласились встретиться. Воронежский механический завод является одним из знаковых предприятий Воронежа. Он не просто разделил с родным городом его историю, но и во многом формировал ее в ХХ веке, а также продолжает это делать сейчас. Давайте вспомним основные этапы и периоды развития ВМЗ.

Здравствуйте! Я рада поучаствовать в информировании ваших читателей, тем более что сама читаю издание, постоянно находя в нем интересные для себя материалы. К тому же, общение с прессой входит в мои непосредственные обязанности.

Что касается ранних этапов развития ВМЗ, то прежде всего стоит сказать: современное название предприятия появилось не сразу.  В начале ХХ века на месте, где сейчас расположен ВМЗ, была деревенька Ямская (на юго-западной окраине Воронежа). В 1914 году несколько фабрикантов, объединившись в компанию, решили построить здесь кабельный завод и выкупили землю. Однако завершить строительство до революции 17-го года не успели. Недостроенные цеха и административный корпус простояли бесхозными на протяжении всей гражданской войны и послевоенной разрухи.

Новая жизнь началась в 1927 году, когда советское правительство, стремясь механизировать отсталое сельское хозяйство страны, приняло решение запустить производство зерноочистительных машин – триеров и другого сельхозоборудования, восстановив и достроив стоявшие разрушенными цеха. Так появилось первое название будущего ВМЗ – завод «Триер». Довольно быстро потребности сельского хозяйства были насыщены, и в 1931 году завод переключился на более сложный вид продукции – дизельные двигатели для применения в гражданских и военных областях, в том числе на флоте. При этом название сменилось на «Дизельный завод имени Сталина». А с 1940 года завод развернул производство авиационных двигателей внутреннего сгорания. Широко известные в качестве учебных самолетов, а также ночных бомбардировщиков бипланы ПО-2 (вспомним девушек-пилотов женской эскадрильи в фильме «В бой идут одни старики») оснащались двигателями нашего завода. С началом Великой Отечественной войны предприятия Воронежа подвергались интенсивным бомбардировкам противника. В этих условиях, а также с приближением линии фронта было принято решение об эвакуации предприятия вместе с сотрудниками (и их семьями) в Среднюю Азию (город Андижан в Узбекской ССР).

После окончания войны и возвращения будущего ВМЗ (привычное нам название появилось в 1961 году) в Воронеж завод участвовал в послевоенном восстановлении (выпускал остро необходимые товары народного потребления, развивал социальную сферу). А затем началась другая эпоха, связанная с промышленным освоением новых технологий – созданием двигателей с реактивной и ракетной тягой. В 1957 году началось производство жидкостно-реактивных двигателей для космических ракет.

12 апреля 1961 года ракета-носитель «Восток» с двигателем РД-0109 в третьей ступени – продукцией Воронежского механического завода – вывела на орбиту космический корабль с Ю.А. Гагариным. В дальнейшем различные двигатели нашего завода успешно эксплуатировались в РН «Союз», «Прогресс», «Протон», «Зенит», «Энергия» и других, внеся серьезный вклад в становление СССР как великой космической державы.

Отметим, что ракеты «Союз» сейчас являются единственным носителем, который доставляет экспедиции на Международную космическую станцию на одноименных пилотируемых кораблях. Это связано с исключительной надежностью данной ракетной системы. Всего осуществлено более 2500 успешных запусков ракет, относящихся к семейству «Союз». Другой широко известной системой космических запусков является «Протон» и «Протон-М». РН «Протон» относятся к средне-тяжелому классу и отличаются самой низкой стоимостью доставки грузов на орбиту.

С 2007 года ВМЗ стал структурным подразделением ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. 

Участие ВМЗ в космических программах очень впечатляет, а что еще выпускает завод кроме продукции космического назначения?

В настоящее время кроме ракетных двигателей завод выпускает более 200 видов нефтегазового оборудования, узлы и агрегаты для железнодорожной отрасли, а также комплектующие для малой авиации.

Прежде чем мы поговорим о перспективах, хотелось бы услышать пару слов о сотрудничестве между нашими организациями в сфере обеспечения правовой информацией. Какие структурные подразделения ВМЗ являются основными пользователями ВИА Консультант?

Наше сотрудничество длится уже более 16 лет. Хочу отметить высокий уровень специалистов ВИА Консультант, а также ваши разнообразные и интересные информационные проекты – семинары-тренинги, конкурсы и другие (это и мое личное мнение, и мнение тех наших сотрудников, с кем мне приходилось общаться). На сегодняшний момент количество пользователей, которые регулярно обращаются к услугам ВИА Консультант, – около 30 человек, а общее количество сотрудников, обращавшихся с различными запросами хотя бы один раз за год, превышает 200 человек. Структурные подразделения, где работает большинство пользователей, – это бухгалтерия, управление по работе с персоналом, отдел договорных и имущественных отношений, финансовый отдел, отдел информационных технологий, отдел аудита, отдел оплаты труда.

В заключение расскажите, пожалуйста, об участии ВМЗ в разработке космического ракетного комплекса «Ангара» и особенностях этого нового семейства ракет.

КРК «Ангара» – новое поколение ракет-носителей модульного типа, разрабатываемых на основе двух универсальных ракетных модулей (УРМ) с кислородно-керосиновыми двигателями: УРМ-1 и УРМ-2. Универсальный ракетный модуль на компонентах кислород+керосин представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего и двигательного отсека. Каждый универсальный модуль оснащается одним мощным жидкостным реактивным двигателем РД-191. «Ангара» создается как унифицированный ряд ракет легкого, среднего и тяжелого классов и будет способна выводить практически весь спектр перспективных полезных нагрузок во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит, в том числе и на геостационарную, обеспечивая действительно гарантированную независимость отечественного космоса. После завершения строительства космодрома Восточный ракеты «Ангара» получат там новую стартовую площадку. Головным разработчиком и производителем КРК «Ангара» является ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева».  Воронежский механический завод производит камеры сгорания для комплектации двигателя РД-191. Кстати, камера сгорания является одним из основных и самых сложных узлов двигателя РД-191, обеспечивающих функционирование всей системы ракетного двигателя для «Ангары».

Большое спасибо за информацию. Примите наши искренние поздравления в связи с успехами, достигнутыми коллективом ВМЗ, и праздником Днем космонавтики!

Уважаемые члены жюри, войдите и оцените
работу по 10-бальной системе голосования:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Все работы представленные в номинации